Minecraft

Обложка игры Minecraft

Разработчик: Mojang Studios
Издатель: Mojang Studios (PC/Java, Android, iOS, Wii U, Nintendo 3DS, Nintendo Switch), Xbox Game Studios (Xbox 360, Xbox One, Windows Phone, Windows 10 Edition), Sony Interactive Entertainment (PlayStation 3, PlayStation 4, PlayStation Vita)
Дата выпуска: 17 мая 2009 (начальная версия),18 ноября 2011 (официальный выпуск)
Жанр: песочница
Руководитель: Агнес Ларссон
Геймдизайнеры: Маркус Перссон (2009—2011), Йенс Бергенстен (2011—2021), Агнес Ларссон (с 2021)
Программист: Йенс Бергенстен
Художники: Хенрик Петтерссон, Кристофер Зеттерстранд, Джаспер Бурстра
Композиторы: Даниэль Розенфельд, Лина Рейн
Платформы: Windows, macOS, Linux, PlayStation 3, PlayStation 4, PlayStation Vita, Xbox 360, Xbox One, Wii U, 3DS, Nintendo Switch, iOS, iPadOS, Fire OS, Android, Windows Phone, Raspberry Pi, Apple TV, tvOS, New Nintendo 3DS
Режимы игры: однопользовательский, многопользовательский
Официальный сайт: www.minecraft.net

Minecraft - компьютерная инди-игра в жанре песочницы, созданная шведским программистом Маркусом Перссоном и выпущенная его компанией Mojang AB. Перссон опубликовал начальную версию игры в 2009 году; в конце 2011 года была выпущена стабильная версия для ПК Microsoft Windows, распространявшаяся через официальный сайт. В последующие годы Minecraft была портирована на Linux и macOS для персональных компьютеров; на Android, iOS и Windows Phone для мобильных устройств; на игровые приставки PlayStation 4, Vita, VR, Xbox One, Nintendo 3DS, Switch и Wii U. В 2014 году корпорация Microsoft приобрела права на Minecraft вместе с компанией Mojang AB за 2,5 миллиарда $. Студия 4J портировала игру на игровые приставки, а Xbox Game Studios разработала мультиплатформенную версию Minecraft и специальное издание игры для образовательных учреждений.

Перссон написал Minecraft на Java с использованием библиотеки графического вывода LWJGL, черпая идеи из таких игр, как Dwarf Fortress, Dungeon Keeper и Infiniminer. Minecraft даёт в распоряжение игрока процедурно генерируемый и изменяемый трёхмерный мир, полностью состоящий из кубов — его можно свободно перестраивать, создавая из этих кубов сложные сооружения — эта особенность делает игру схожей с различными конструкторами, такими как LEGO. Minecraft не ставит перед игроком каких-либо конкретных целей, но предлагает ему свободу действий: например, игрок может исследовать мир, добывать полезные ископаемые, сражаться с противниками и многое другое. Игра включает в себя дополнительные режимы, например, «выживание», где игроку нужно самому добывать ресурсы, и «творчество», где у игрока эти ресурсы есть в неограниченном количестве. Механика «редстоуна» (англ. Redstone) позволяет создавать в игре сложные логические схемы — тем самым игра может служить виртуальным конструктором для программистов и инженеров.

Minecraft получила всеобщее признание среди игровой прессы и множество наград. Критики выделили такие основные достоинства, как реиграбельность, минималистичный дизайн, динамичный саундтрек и большая свобода творчества, ограниченная лишь фантазией игрока; недостатками они посчитали наличие недоработанных предметов и сложности с созданием сетевой игры, а также отсутствие в игре режима обучения. Разработчики устранили эти недостатки в последующие годы. На весну 2021 года было продано более 238 миллионов копий на всех платформах, что делает Minecraft самой продаваемой игрой в истории, 140 миллионов игроков запускали игру хотя бы раз в месяц. В декабре 2021 года Minecraft стала первой и, на данный момент, единственной видеоигрой, набравшей 1 триллион просмотров на YouTube. В популяризации и коммерческом успехе Minecraft большую роль сыграли пользовательский контент, в том числе видеоролики, распространяемые через YouTube, и множество сторонних модификаций. На сегодняшний день Minecraft представляет собой целую франшизу, включающую в себя, помимо основной игры, такие игры как Minecraft: Story Mode, Minecraft Earth и Minecraft Dungeons.

Игровой процесс

Игровой процесс Minecraft

Перед началом игры нужно выбрать параметры для процедурной генерации мира. Игрок может ввести начальное значение для генератора псевдослучайных чисел, позволяющего создавать уникальные и не повторяющиеся миры; это значение называется «сидом» (от англ. seed — «зерно»). Если игрок не введёт это значение, то игра сделает это автоматически, используя для начального значения время на системных часах; два мира с одинаковыми значениями будут одинаковы. Игровой мир, состоящий из расставленных в фиксированном порядке кубов, практически не имеет ограничений в пространстве и делится на различные биомы, у каждого из которых есть свои климатические условия и объекты. Дно мира состоит из каменного основания (англ. Bedrock), которое можно сломать только в творческом режиме. Игровой персонаж появляется на поверхности земли в случайном биоме — например, в пустыне, горах, равнинах, лесах и так далее. В игре нет каких-либо конкретных целей или сюжета — она строится на том, чтобы игрок импровизировал во время игрового процесса. По мере прохождения Minecraft игрок получает достижения за выполнения определённых действий. По умолчанию игрок управляет персонажем в режиме от первого лица, но он также может переключиться на режим от третьего лица. Сам мир состоит из трёхмерных объектов, которые в игре называются блоками (англ. Block), и такие блоки различаются между собой текстурой, физикой и другими признаками. Игровой процесс в целом строится на добыче и размещении блоков, которые могут представлять землю, камни, руду, древесину, воду, лаву и многое другое. Возможность сооружать различные конструкции делает игру схожей с конструктором LEGO.

Персонаж перемещается по миру пешком, преодолевая различные естественные препятствия. Кроме игрового персонажа, в мире есть ещё неигровые персонажи: животные, деревенские жители и противники. Деревенские жители находятся в деревнях, и с ними можно торговать полезными предметами за изумруды: у каждого жителя есть профессия, от которой зависит, какие предметы он будет продавать. В Minecraft есть смена дня и ночи, причём игровые сутки длятся 20 минут реального времени. Днём появляются дружелюбные существа, например, свиньи, овцы или коровы. Игрок может охотиться на них, добывая таким образом пропитание и материалы для создания определённых предметов, или разводить их с помощью корма. Кроме того, можно оседлать свинью для быстрого перемещения по миру, стричь овец для получения шерсти, доить коров чтобы получить молоко. Игрок может выращивать растения вроде пшеницы или картофеля, чтобы добывать себе пищу мирным способом. Ночью на поверхности появляются враждебные существа — пауки, зомби и скелеты, с которыми игрок может сразиться или же дождаться утра в безопасном месте. В неосвещённых местах, например, в пещерах, враги могут встречаться и днём. Один из характерных для игры противников — «крипер» (англ. Creeper) — зелёное четырёхногое существо, которое при приближении к персонажу издаёт шипение, взрывается и уничтожает несколько блоков вокруг себя. Некоторые враждебные существа днём вспыхивают и сгорают, если у них нет шлема или над ними нет блока.

В Minecraft игрок изначально появляется в обычном мире (англ. The Overworld), но кроме него есть ещё два параллельных измерения, которые опаснее и враждебнее по отношению к игровому персонажу — Незер (англ. The Nether) и Энд (англ. The End), в которые можно попасть через специальные порталы. Незер — измерение с уникальными ресурсами и лавовыми морями. Если игрок зайдёт в Незер, пройдёт какое-либо расстояние там и вернётся в обычный мир, то он переместится на гораздо большее расстояние. Таким образом можно совершать быстрые путешествия. В Незере игрок может построить тотем из ингредиентов, которые находятся в этом измерении, чтобы призвать одного из боссов игры — Визера (англ. Wither). Энд — мрачное пустынное место, которое состоит из совокупности островов, парящих в пустоте. На центральном из них обитает Эндер-дракон (англ. Ender Dragon) — самый сильный противник в Minecraft, который может считаться финальным боссом. Для того чтобы попасть в Энд, игроку нужно найти крепость самому или с помощью особых предметов — очей Эндера (англ. Ender Eye), которые указывают направление к этой крепости. Эндер-жемчуга игрок может получить при убийстве эндерменов (англ. Enderman) — существ, нейтральных по отношению к игроку до тех пор, пока он на них не посмотрит (отсылка к Слендермену). Если победить Эндер-дракона, то игроку будет показана «Поэма Энда» — завершающий рассказ, написанный ирландским писателем Джулианом Гофом; «Поэма» представляет собой философский диалог между двумя оппонентами. Однако на этом игра не заканчивается — игрок может вернуться в обычный мир через портал и продолжить игровой процесс.

Кроме инвентаря, у игрока есть очки здоровья, сытости и опыта. Когда персонаж получает урон от атак противников или от падения с большой высоты, то его очки здоровья теряются. Очки сытости нужно периодически восстанавливать пищей, однако игрок может переключиться на «мирный» режим сложности, чтобы эти очки не терялись. При истощении очков сытости персонаж начинает терять очки здоровья; в зависимости от режима сложности эта потеря может снизить здоровье до определённого уровня или привести к смерти персонажа. Очки опыта нужны персонажу для того, чтобы можно было нанести чары на оружие, инструменты и доспехи и усилить их характеристики; при этом очки опыта расходуются в зависимости от чар. Их можно пополнить: при убийстве существ с них выпадают сферы опыта, которые можно подобрать. В Minecraft также есть наковальня, предназначенная для починки оружия, инструментов и брони за опыт, а также способная переименовывать различные предметы. Для хранения предметов персонаж использует специальное окно инвентаря, в котором можно хранить только ограниченное количество предметов. При смерти персонажа все накопленные предметы исчезнут из инвентаря и будут разбросаны на месте смерти, а сам персонаж появится снова, но уже на точке возрождения. Эту точку игрок может изменить, если создаст кровать и поспит в ней один раз. Игроку нужно периодически спать, иначе около него будут появляться летающие противники — фантомы (англ. Phantom).

Создание предметов

Создание меча из алмазов - одного из ценных ресурсов в Minecraft

В Minecraft многие предметы создаются из ингредиентов, которые нужно расположить в строгом порядке в специальном окне. Такое окно есть в инвентаре игрока, где можно делать только простые предметы в сетке 2×2, и на верстаке, где можно делать сложные предметы в сетке 3×3. На верстаке можно делать доспехи, оружие и инструменты. Топоры, кирки, лопаты и мотыги нужны для того, чтобы можно было добывать древесину, полезные ископаемые и камни, копать землю и возделывать грядки. Сделанные из различных материалов, такие предметы будут различаться между собой количеством наносимого урона, прочностью и другими характеристиками. Железные инструменты выполняют ту работу, для которой предназначены, быстрее инструментов из камня или древесины, и могут прослужить игроку больше времени прежде чем сломаются. В игре есть другие функциональные блоки, например, печь для выплавки металлов или варочная стойка для приготовления зелий. Получившиеся зелья в зависимости от использованных ингредиентов обладают разными эффектами: они могут восстанавливать очки здоровья, увеличивать силу, отравлять и многое другое.

Игрок может ускорить перемещение персонажа, если сделает рельсы и поставит на них вагонетку. В Minecraft есть не только обычные рельсы, но и рельсы других типов: энергорельсы (англ. Powered Rail), ускоряющие вагонетку за счёт питания редстоуна; активирующие рельсы (англ. Activator Rail), которые нужны для того, чтобы активировать определённую вагонетку; рельсы с датчиком (англ. Detector Rail), подающие сигнал редстоуна, если по ним проедет вагонетка. Также рельсы можно найти в заброшенных шахтах и лесных особняках. С помощью энергорельсов персонаж может достичь максимальной скорости — 8 блоков в секунду.

Редстоун

В Minecraft есть добываемый под землёй ресурс «редстоун», с помощью которого можно создавать логические схемы и делать постройки интерактивными. Цепи, созданные из редстоуна, передают энергию от одного блока к другому, как электрические цепи, а чтобы снабжать эту цепь энергией требуется редстоуновый факел. При установке рычагов, кнопок и других элементов управления игрок сможет переключать цепь из одного положения в другое. Minecraft позволяет игроку создавать логические вентили, выполняющие простые логические операции: например, с помощью двух рычагов можно создать вентиль «И», пропускающий «энергию» по цепи только в том случае, когда активированы оба рычага, или вентиль «ИЛИ», пропускающий «энергию», если был активирован любой из двух рычагов. Эта система имитирует устройство реальной электроники и булеву логику, что позволяет создавать сложные механизмы. Благодаря этой особенности, игра может служить виртуальным конструктором для программистов и инженеров — различные энтузиасты в разные годы сооружали в Minecraft такие объекты, как работающий жёсткий диск объёмом 1 килобайт, арифметико-логическое устройство, 8-битный компьютер с устройствами памяти и ввода-вывода, текстовый процессор, эмуляторы игровых приставок Atari 2600 и Game Boy Advance.

Режимы игры

Перед процедурной генерацией мира игрок должен выбрать один из трёх основных режимов игры: «выживание», «хардкор» и «творчество». Первый режим представляет собой симулятор выживания, где игрок должен исследовать мир, добывать различные предметы и блоки, необходимые для сохранения жизни игрового персонажа, и избегать опасности. В этом режиме есть очки здоровья, сытости и опыта, а многие ресурсы нельзя добывать без нужных инструментов. Режим «хардкор» отличается от «выживания» тем, что у игрового персонажа только одна жизнь — после первой же смерти персонажа файлы сохранения удаляются, и возобновить игру в том же мире будет нельзя. В режиме «творчество» у игрока есть доступ ко всем существующим блокам и предметам в неограниченном количестве. В нём игрок может включить режим полёта, позволяющий игровому персонажу быстро перемещаться в пространстве. Также персонаж не получает урона; очков здоровья, сытости и опыта нет. Кроме того, в этом режиме можно мгновенно разрушать любые блоки. «Творчество» позволяет игроку всецело сосредоточиться на возведении сооружений, не отвлекаясь на каких-либо противников, с которыми игрок может столкнуться в других режимах. Кроме режимов игры, Minecraft предлагает игроку регулируемую систему сложности: например, на «мирной» сложности не появляются враждебные существа, а на «сложной» персонаж может умереть из-за потери очков сытости.

Если режим «хардкор» используется в сетевой игре, то персонаж после смерти переключается на режим наблюдения. В «наблюдении» игрок сможет только перемещаться по миру и следить за игровым процессом без прямого взаимодействия, при этом HUD не отображается. В таком режиме игрок может переключиться на камеру неигрового персонажа, чтобы наблюдать за игровым процессом с точки зрения этого существа, но не сможет повлиять каким-либо образом этим существом на мир. В зависимости от выбранного существа будет применён один из фильтров для экрана. Для пользовательских карт предназначен режим «приключение», он схож с режимом выживания, однако вводит ряд ограничений, которые могут быть установлены создателем карты: например, игроки могут разрушать блоки только специально предназначенными для этого инструментами и не могут взаимодействовать с определёнными предметами и механическими блоками. Это необходимо для того, чтобы игроки брали только нужные предметы и проходили карту только так, как задумал её создатель. Ключевым объектом режима приключения является командный блок, позволяющий создателю задать определённые условия на игровой карте через команду консоли.

Многопользовательская игра

В Minecraft есть однопользовательский и многопользовательский режимы. Несколько игроков могут взаимодействовать и общаться друг с другом в одном игровом мире с помощью встроенного в игру многопользовательского режима, в том числе по локальной сети, на одном устройстве в режиме разделённого экрана и через Интернет на различных виртуальных серверах, создаваемых игроками. Игроки могут запускать свои серверы, использовать хостинг-провайдера или напрямую подключаться к игре другого игрока. Миры из одиночной игры поддерживают игру по локальной сети, что позволяет игрокам присоединиться к игре на компьютерах в той же самой локальной сети без создания сервера. Операторы сервера, занимающиеся техническим обслуживанием, имеют доступ к командам консоли и могут регулировать время суток, мгновенно перемещать игровых персонажей из одной точки карты в другую и так далее. Также операторы сервера могут устанавливать ограничения для того, какие имена пользователей или IP-адресов разрешены или запрещены для входа на сервер. Многопользовательская игра даёт игрокам самые разнообразные возможности, и различные серверы могут иметь уникальные правила и режимы игры, в частности, могут разрешать сражения между игроками.

Для того, чтобы игроки могли легко и безопасно запускать многопользовательские игры с сервером, не создавая свои серверы, была разработана хостинговая служба Minecraft Realms. Владельцы серверов Realms для издания игры Java Edition могут приглашать до 20 человек на свой сервер, причём до десяти игроков онлайн одновременно. Владельцы серверов Realms могут приглашать до 3000 человек, также одновременно могут играть до десяти игроков онлайн. В отличие от обычного сервера, только приглашённые игроки могут присоединиться к серверам Realms, и эти серверы не требуют ввода IP-адреса. Серверы Realms для Java Edition не поддерживают пользовательские плагины, но игроки могут использовать пользовательские надстройки, пакеты ресурсов и пользовательские миры.

Разработка

Предпосылки

Перед созданием Minecraft шведский программист Маркус Перссон в течение четырёх с половиной лет работал в компании Midasplayer (англ.) (позднее King) и участвовал в разработке браузерных игр. В свободное время Перссон изучал различные языки программирования, в том числе Java, и делал небольшие игры — одним из его проектов, который он разрабатывал вместе со своим другом Рольфом Янссоном, была массовая многопользовательская ролевая онлайн-игра Wurm Online (англ.). Согласно концепции разработчиков, действие игры должно было происходить в фэнтезийном мире, где игроки могли бы копать шахты, добывать ресурсы, создавать различные сооружения, воевать друг с другом и тому подобное. Wurm Online по своему замыслу должна была стать похожей на будущий проект Перссона — в игре планировалась почти полная свобода действий без каких-либо конкретных целей или сюжета. Несмотря на то, что политика Midasplayer запрещала сотрудникам получать прибыль со своих проектов, Перссон не переставал работать над Wurm Online — эта игра была для него «творческим убежищем», в котором он мог развивать свои идеи. Как только Перссон набрался знаний и освоил Java, он стал учить новых сотрудников компании, в числе которых оказался его будущий друг и сооснователь игровой студии Mojang AB Якоб Порсер. После знакомства Перссон рассказал ему о своей работе над Wurm Online, а Порсер поделился концепцией своего будущего проекта — он планировал сделать компьютерную версию коллекционной карточной игры Magic: The Gathering, в которой карты хранились бы на компьютере, а матчи между игроками проходили бы в режиме онлайн.

Весной 2007 года Перссон прекратил работу над Wurm Online из-за творческих разногласий с Янссоном, а в начале 2009 года покинул Midasplayer из-за строгой политики компании. После ухода Перссон сообщил Порсеру, что создаст новую игру и откроет с ним игровую студию, если она будет приносить хороший доход. Чтобы дальше зарабатывать себе на жизнь, Перссон устроился в компанию jAlbum AB, занимавшуюся разработкой платформы для создания онлайн-фотоальбомов; при этом Перссон договорился с руководством о том, что ему не будут запрещать разрабатывать свои игры и получать прибыль с них.

Ранние попытки создания

RubyDung — попытка Маркуса Перссона создать симулятор строительства и управления с изометрической графикой

RubyDung — попытка Маркуса Перссона создать симулятор строительства и управления с изометрической графикой.

В нерабочее время Перссон искал вдохновение и размышлял над тем, как будет выглядеть его будущий проект. Он общался с другими разработчиками на форуме веб-сайта TIGSource, посвящённом инди-играм — Перссону нравилась среда независимых проектов, в которой разработчики могли иметь полную творческую свободу и не рассчитывать на коммерческий успех. В какой-то момент он познакомился с игрой Dwarf Fortress, сочетающей в себе элементы симулятора строительства и управления и «рогалика», и решил сделать похожую игру, но с изометрической графикой. Параллельно Перссон начал играть в экономическую стратегию RollerCoaster Tycoon и симулятор бога Dungeon Keeper — в первой ему понравилась возможность быстро и легко строить оригинальные конструкции, тогда как вторая очаровала его тревожной атмосферой исследования подземелий. В конечном итоге Перссон решил создать проект под условным названием RubyDung, в котором он пытался объединить все эти идеи, а также ввести режим от первого лица, чтобы можно было осматривать постройки с выгодного ракурса — похожая особенность была в Dungeon Keeper, где игрок мог «вселяться» в различных существ.

Перссон был разочарован первыми воплощениями своих идей: в его игре RubyDung полигональные объекты при приближении выглядели непривлекательно; более того, ему не понравилась сама идея игры, в которой игрок мог контролировать всё происходящее. Черпая вдохновение из классических «рогаликов» NetHack и Ancient Domains of Mystery, Перссон хотел добиться баланса между свободой действий и ощущением опасности и сделать мир так, чтобы игрок, управляя персонажем, мог исследовать его и преодолевать различные препятствия. Он не знал, как создать сам мир, пока не наткнулся на игру Infiniminer — в тот момент Перссон сказал себе, что это и есть та самая игра, которую он сам всегда хотел сделать. Infiniminer вдохновила Маркуса Перссона на создание блочной структуры игрового мира Minecraft.

Infiniminer, созданная американским разработчиком Закари Бартом в 2009 году, была многопользовательской соревновательной игрой, в которой игроки, разделившись на команды, должны были искать, добывать и выносить на поверхность руду в процедурно-сгенерированном мире, чтобы получать за это очки. Спустя месяц Барт выпустил обновление для игры, однако из-за того, что код этого обновления не прошёл обфускацию, он был декомпилирован и извлечён из двоичных файлов. Утечка исходного кода в Интернет привела к тому, что сторонние разработчики смогли создавать пользовательские модификации и клиентские приложения, используя уязвимости в коде Infinitiminer, и делать чит-коды. Барт решил, что потерял контроль над своим проектом — в Интернете начнут появляться различные версии Infinitiminer, игроки не смогут играть вместе из-за их несовместимости между собой, — открыл исходный код игры, чтобы поклонники смогли дорабатывать её, и отрёкся от проекта.

Перссон написал первый прототип Minecraft, взяв блочную структуру мира Infiniminer за образец; при этом он использовал фрагменты кода и графики из RubyDung, а также включил в игру модели персонажей из другого своего раннего проекта — Zombie Town. Получившаяся игра представляла собой запускающийся в браузере Java-апплет, написанный с использованием библиотеки графического вывода LWJGL. Тестовая версия Minecraft была опубликована 17 мая 2009 года на форуме TIGSource, в разделе «Feedback» (с англ. — «отзывы»). Перссон разместил на форуме снимок экрана игры, веб-ссылку на Java-апплет и краткое описание игры: «Основной источник вдохновения — Infiniminer, но я бы хотел больше ориентироваться на Dwarf Fortress с точки зрения игрового процесса». Игра получила очень положительные отзывы от участников форума, которые начали публиковать в теме свои снимки экрана игры с различными сооружениями и предлагать нововведения. Изначально игра называлась Cave Game (с англ. — «игра про пещеры»), позднее Перссон посоветовался с другими пользователями и переименовал её в Minecraft. Это название объединяет два слова: mine (с англ. — «шахта») и craft (с англ. — «ремесло»). Первое слово отсылает к добыванию руды в месторождениях, а второе — к строительству и созданию чего-либо. Название также является отсылкой к стратегиям Warcraft: Orcs & Humans и StarCraft и ролевой онлайн-игре World of Warcraft — популярным играм Blizzard. Некоторое время игра имела подзаголовок Order of the Stone как дань уважения веб-комиксу The Order of the Stick, поклонником которого был Перссон, однако в итоге он отказался от этой идеи. Во время тестирования игры Перссон документировал процесс разработки и советовался с игроками. TIGSource объединял вокруг себя разработчиков инди-игр, таких же, как сам Перссон — благодаря влиянию этого веб-сайта вести об игре распространялись через «сарафанное радио».

Процесс разработки

Изначально в Minecraft было всего два вида блоков (трава и булыжник) — игрок мог их только добывать и размещать. Алгоритм генерации миров не позволял создавать реалистичные ландшафты, поэтому расположение блоков было хаотичным и не подчинялось «законам физики». В течение месяца после выхода первой версии Перссон добавил в игру песок, воду, лаву, а также примитивное динамическое освещение и физическую симуляцию жидкостей; спустя ещё месяц он начал тестирование многопользовательского режима. В последующих обновлениях вместо разбросанных в случайном порядке блоков стали генерироваться острова с деревьями, лугами и пляжами. Перссон хотел взять некоторые идеи из Wurm Online и начать делать игру таким образом, чтобы она развивалась в сторону симулятора выживания с элементами ролевой игры, предлагая игроку не только конструктор, но и интерактивный фэнтезийный мир. Он размышлял над тем, чтобы Minecraft давала игроку какие-либо вознаграждения за определённые действия — Перссон считал, что просто ходить по миру игры будет неинтересно.

После выхода тестовой версии Перссон начал обдумывать модель ценообразования, чтобы вместе с Порсером основать игровую студию и продолжить разработку проекта в том же темпе. С 12 июня 2009 года Minecraft можно было купить за 13 $ — для этого нужно было зарегистрировать учётную запись на официальном сайте и скачать специальный клиент. Хотя браузерная версия игры, получившая название Minecraft Classic, оставалась бесплатной, Перссон прекратил обновлять её — теперь обновления могли получать только обладатели платной версии. За сутки Перссон продал 15 копий и заработал более 150 долларов; после выхода бета-версии он планировал увеличить стоимость до 20 $, после выхода стабильной — до 26 $. Несмотря на то, что Перссон работал над проектом в одиночку, с ростом популярности игры он стал использовать название Mojang Specifications как её студии-разработчика.

В августе 2009 года Перссон начал тестировать режим выживания и создавать различных существ. Крипер — один из самых известных противников — появился в Minecraft случайно при попытке Перссона сделать модель свиньи. Поскольку Перссон для создания существ использовал язык программирования, а не специальные программы для моделирования, вместо того, чтобы сделать свинью длиннее, он перепутал переменные в коде и сделал её высокой с четырьмя ножками. Далее Перссон наложил на крипера зелёную текстуру и начал работать над его искусственным интеллектом: первое время криперы наносили урон в ближнем бою и взрывались только после смерти, в новых версиях они подходят к игроку на небольшое расстояние, начинают шипеть и взрываться через короткий промежуток времени. С декабря 2009 года по февраль 2010 года обновления были выпущены под названиями Indev (от англ. In Development — «в разработке») и Infdev (от англ. Infinite Development — «бесконечная разработка»). Во время разработки игры это были наиболее значимые обновления, поскольку в Indev было реализовано создание предметов, а в Infdev — бесконечные миры. После изменения алгоритма генерации миров Перссон столкнулся с его побочным эффектом: если персонаж пройдёт очень большое расстояние от центра карты до его края, то вскоре начнутся лаги, а сама карта будет слишком деформированной. Перссон назвал такую игровую область «далёкими землями» (англ. Far Lands), и ему понравилась идея загадочного места, которое практически нельзя достигнуть без чит-кодов. Позднее у миров появились границы, и далёкие земли были удалены.

Несмотря на то, что Перссон никогда не тратил деньги на рекламу и не распространял Minecraft в интернет-магазинах, популярность проекта росла с каждым днём: в январе 2010 года было зарегистрировано 100 тысяч учётных записей, а в июне продано 20 тысяч копий игры. Он не спешил увольняться из jAlbum AB, а только сократил количество рабочих часов — Перссон считал это временным успехом. В июне 2010 года началось альфа-тестирование игры, во время которого Перссон стал выпускать по пятницам «секретные обновления» (англ. Secret Updates). Суть этих обновлений была в том, что он не давал никакой информации о них, чтобы игроки смогли сами отыскивать новый контент.

В сентябре 2010 года Перссона пригласили в офис американской компании Valve, где он принял участие в тренинге по программированию и встретился с руководителем компании Гейбом Ньюэллом. После тренинга Перссону предложили работу в компании, но он отказался — вместо этого Перссон решил уволиться из jAlbum AB и основать игровую студию с Порсером. 17 сентября Перссон связался с Порсером через Skype, и они зарегистрировали акционерное общество (Aktiebolag) Mojang AB, стартовым капиталом которого стали деньги, заработанные с продаж копий Minecraft. Поскольку Перссон и Порсер хотели сосредоточиться на разработке игр, а не на бизнесе, они наняли Карла Манне — в прошлом менеджера jAlbum AB и работодателя Перссона, который занялся организацией бизнеса в Mojang AB, а немного позднее стал её генеральным директором. С ростом команды в студии стали работать бизнес-разработчик Даниэль Каплан, арт-директор Маркус Тойвонен, ведущий программист Йенс Бергенстен и другие сотрудники.

В октябре 2010 года Перссон анонсировал новое измерение, которое можно будет использовать для быстрого путешествия, если пройти какое-либо расстояние там и вернуться в обычный мир, подобно методу перемещения в серии романов «Колесо Времени» Роберта Джордана. Сначала Перссон хотел назвать его Адом, позднее, чтобы избежать религиозной отсылки, он стал рассматривать более оригинальные названия, такие как «Слип» (англ. The Slip) и «Нексус» (англ. The Nexus). В итоге Перссон назвал это измерение Незером и включил его в хэллоуинское обновление. В декабре Minecraft перешла в стадию бета-тестирования и получила достижения, очки сытости, погоду, монстров, инструменты и творческий режим. В марте 2011 года сотрудники Mojang AB посетили мероприятие Game Developers Conference в Сан-Франциско и обсудили с директорами японско-шведской компании Sony Ericsson (позднее Sony Mobile) разработку мобильной версии Minecraft. В ходе обсуждения руководители Sony Ericsson рассказали об убытках на фоне жёсткой конкуренции с американской компанией Apple и планах выпустить игровой смартфон Xperia Play. Чтобы привлечь интерес к новому продукту, они предложили Mojang AB разработать мобильную версию популярной игры и представить её вместе со смартфоном на выставке Electronic Entertainment Expo. Компания согласилась и наняла для этого программиста Арона Ниеминена, бывшего сотрудника Midasplayer, с которым работал Перссон. Через три месяца Mojang AB подписала соглашение с американской корпорацией Microsoft о портировании Minecraft на игровые приставки Xbox 360.

В мае 2011 года Перссон анонсировал «Небесное измерение» (англ. Sky Dimension), состоящее из парящих в воздухе островов: поначалу он планировал включить его в следующее обновление, потом отказался от измерения из-за проблем с его реализацией. 5 октября Перссон сообщил в своём твиттере, что вместе с Бергенстеном работает над крупномасштабным обновлением, и опубликовал снимок экрана с порталом в новое измерение. Перссон полагал, что в Minecraft должна быть конечная цель, после достижения которой игрок смог бы продолжить игру, и решил добавить в это измерение дракона в качестве финального босса. Хотя Бергенстен посчитал дракона самым скучным и неоригинальным боссом, Перссон настоял на своём решении и через пять дней опубликовал трейлер «приключенческого обновления» (англ. Adventure Update), добавляющего измерение Энд и босса Эндер-дракона. Перед тем, как выпустить стабильную версию Minecraft с новым контентом, разработчики выпустили несколько предварительных версий для тестирования.

Выпуск и дальнейшее обновление

18 ноября 2011 года была выпущена стабильная версия Minecraft для компьютеров Windows, Linux и macOS с распространением через официальный сайт. Версия для мобильных устройств Minecraft: Pocket Edition была выпущена 16 августа того же года: сначала она была доступна только на игровых смартфонах Xperia Play, потом разработчики адаптировали её для других устройств на базе Android и iOS. В отличие от оригинальной игры, мобильная версия была написана на языке программирования C++; более того, она изначально не имела многих элементов геймплея, однако позднее Mojang AB стала выпускать обновления для оригинальной игры, добавляющие новый контент и исправляющие различные ошибки, и адаптировать их для других платформ. В декабре Маркус Перссон заявил, что ведущим разработчиком Minecraft станет Йенс Бергенстен, а сам займётся созданием научно-фантастической «песочницы» 0x10c, действие которой будет происходить на космическом корабле с программируемыми 16-битными компьютерами. Хотя Перссон понимал, что у него не получится повторить успех Minecraft, он не хотел разрабатывать одну и ту же игру всё время.

В начале 2012 года было выпущено обновление 1.1, добавившее в Minecraft поддержку немецкого, французского, шведского и других языков. Второе обновление, опубликованное в марте того же года, добавило в игру джунгли, железных големов и кошек; также в новой версии разработчики улучшили искусственный интеллект существ и увеличили высоту миров со 128 до 256 блоков. 9 мая игровая студия 4J разработала версию Minecraft на C++ для игровых приставок Xbox 360 и добавила в неё поддержку многопользовательской игры с разделённым экраном, игровые руководства по прохождению и изменённую систему создания предметов — если в оригинальной игре для этого нужно располагать ингредиенты в строгом порядке, то в консольной достаточно нажать по создаваемому предмету, и нужные ингредиенты сами будут использованы. На физических носителях версия для Xbox 360 поступила в продажу 4 июня в Северной Америке и 28 июня в Европе.

В августе 2012 года было выпущено обновление 1.3, в котором разработчики оптимизировали игру и добавили возможность играть по локальной вычислительной сети; также в новой версии появился режим приключения, торговля с деревенскими жителями и изумруды в качестве валюты. 25 октября была выпущена новая версия Minecraft под названием Pretty Scary Update (с англ. — «довольно страшное обновление»), посвящённая Хэллоуину: в игру были добавлены ведьмы, летучие мыши и второй босс Визер. 24 ноября Mojang AB анонсировала версию Minecraft для одноплатных компьютеров Raspberry Pi, предназначенную для обучения начинающих программистов — по словам разработчиков, она базируется на мобильной версии и позволяет учащимся использовать языки программирования для управления игровыми мирами. Версия для Raspberry Pi была выпущена 11 февраля 2013 года и вскоре стала доступна для бесплатного скачивания.

Создание хостинговой службы, продажа игровой студии (2013—2014)

С марта 2013 года хостинговая служба Minecraft Realms, позволяющая брать в аренду серверы для многопользовательской игры, стала проходить закрытое альфа-тестирование. По словам Карла Манне, предполагалось, что Realms предназначена прежде всего для родителей, которые хотят создать условия для того, чтобы их дети могли безопасно играть с друзьями; при этом игроки, приобретшие подписку, смогут создавать свои миры и контролировать доступ к ним. Mojang AB уточнила, что первое время хостинговая служба будет бесплатной, однако после альфа-тестирования стоимость подписки составит от 10 до 15 $ в месяц.

13 марта 2013 года было выпущено «редстоуновое обновление» (англ. Redstone Update), добавившее в Minecraft блоки для создания логических схем из редстоуна: компаратор, датчик дневного света, активирующие рельсы, сундук-ловушку и так далее. В новой версии игры Horse Update (с англ. — «лошадиное обновление»), опубликованной 1 июля того же года, появились лошади, ослы и мулы. В создании лошадей участвовал разработчик модификации Mo’Creatures, добавляющей в Minecraft различных существ. 25 октября было выпущено «обновление, изменившее мир» (англ. The Update that Changed the World), добавившее в игру множество новых биомов и растений.

В августе 2013 года на игровой выставке Gamescom японская компания Sony сообщила, что 15 ноября Minecraft будет доступна на PlayStation 4, которая поступит в продажу в этот же день, а позднее будет адаптирована для PlayStation 3 и PlayStation Vita. 12 ноября разработчики заявили, что игра будет портирована на PlayStation 3 ранее, чем на другие платформы. Версия для PlayStation 3 была выпущена 17 декабря в Северной Америке и 18 декабря в Европе. 2 апреля 2014 года Minecraft была адаптирована для потоковых приставок Amazon Fire TV (англ.). 14 мая в Северной Америке и 16 мая в Европе на физических носителях поступила в продажу версия для PlayStation 3.

В декабре 2013 года Realms перешла в стадию открытого бета-тестирования — первое время хостинговая служба не поддерживала пакеты ресурсов и присоединиться к ней могли только игроки со Швеции. 19 мая 2014 года Realms стала доступна по всему миру, однако, несмотря на её распространение, многие игроки продолжили создавать свои серверы для извлечения прибыли — по этой причине Mojang AB стала получать большое количество жалоб от родителей, чьи дети покупали внутриигровые предметы за реальные деньги. В июне студия обновила пользовательское соглашение Minecraft, согласно которому владельцы независимых серверов больше не могли продавать предметы, влияющие на игровой процесс. Решение Mojang AB вызвало негативную реакцию игроков, которые стали обвинять студию и Перссона в разрушении сообщества; часть из них даже сравнивала Mojang AB с Electronic Arts, крупным издателем, ставшим символом алчности игровых компаний. Из-за непрекращающихся нападок Перссон написал в своём твиттере, что больше не хочет нести ответственность за свои действия и готов продать кому-нибудь свою долю в Mojang AB.

Кто-то хочет выкупить мою долю в Mojang, чтобы я мог заняться своей жизнью? Вызывать всеобщую ненависть, пытаясь делать правильные вещи, не мой конёк.

— Маркус Перссон

Вскоре после публикации твита Манне сообщил Перссону, что с ним связались потенциальные покупатели, среди которых были представители Activision Blizzard, Electronic Arts, Microsoft и других компаний. В сентябре 2014 года стало известно, что Mojang AB вместе с правами на Minecraft будут проданы Microsoft за 2,5 миллиарда долларов США, поскольку Перссон посчитал условия сделки с этой компанией наиболее выгодными. Сотрудники Mojang AB были разочарованы решением Перссона, некоторые из них восприняли сделку как предательство. Чтобы заслужить доверие и не потерять сотрудников, представители Microsoft предложили по 300 тысяч долларов каждому, кто проработает в студии в течение шести месяцев после продажи. Сделка состоялась 15 сентября 2014 года; после её завершения Перссон, Манне и Порсер покинули Mojang AB. За две недели до приобретения студии было выпущено «щедрое обновление» (англ. Bountiful Update), добавившее в игру новые вариации камня (андезит, гранит и диорит), подводные крепости, режим наблюдения и многое другое.

Адаптация для других устройств (2014—2017)

После приобретения студии Minecraft была адаптирована для мобильных устройств на базе Windows Phone. В сентябре 2014 года игровая студия 4J портировала игру на PlayStation 4 и Xbox One. 14 октября в Северной Америке и 15 октября в Европе была выпущена версия для PlayStation Vita. 15 июня 2015 года на выставке Electronic Entertainment Expo Microsoft представила версию Minecraft для очков смешанной реальности Hololens, в которых игроки посредством голоса или жестов смогут создавать и исследовать игровой мир взаимодействуя с голограммами. С 29 июля в рамках бета-тестирования стала доступна мультиплатформенная версия Minecraft для операционной системы Windows 10, поддерживающая несколько устройств ввода, многопользовательскую игру с владельцами мобильных и консольных версий, создание снимков экрана и видеороликов с помощью встроенной функции GameDVR и многое другое. Кроме того, разработчики этой версии отказались от Java в пользу C++, в связи с чем у игры существенно выросла производительность. 17 декабря была выпущена версия для игровых приставок Wii U, поддерживающая многопользовательскую игру с разделённым экраном до четырёх игроков и в режиме онлайн до восьми игроков.

В новой версии игры Combat Update (с англ. — «боевое обновление»), опубликованной 29 февраля 2016 года, появился слот для левой руки и новая механика боя. В Combat Update наносимый урон стал зависеть от заполненности шкалы, появляющейся во время атаки. Чтобы шкала полностью восстановилась, игрок должен подождать некоторое время. 8 июня было выпущено «обновление льда и пламени» (англ. Frostburn Update), сфокусированное на улучшении заснеженных биомов и Незера: разработчики ввели в игру магмовые блоки, ископаемые останки, белых медведей, кадавров и так далее.

17 июня 2016 года в Северной Америке, 23 июня в Японии и 30 июня в Европе на физических носителях поступила в продажу версия для Wii U. 14 ноября 2016 года было выпущено «исследовательское обновление» (англ. Exploration Update), добавившее в Minecraft карту для поиска редких структур, лам для перевозки предметов, тотем бессмертия и многое другое. 19 декабря игра была портирована на потоковые приставки Apple TV. 18 января 2017 года Mojang AB прекратила поддержку Minecraft для Windows Phone из-за её низкой популярности на этой платформе. 10 апреля владельцам версий игры для Windows 10 и мобильных устройств стала доступна торговая площадка Minecraft Marketplace для покупки и размещения пользовательского контента. 27 апреля игра была адаптирована для очков виртуальной реальности Samsung Gear VR. 11 мая Minecraft была портирована на игровые приставки Nintendo Switch, 13 сентября — на Nintendo 3DS. 7 июня было выпущено обновление «Цветной мир» (англ. World of Color Update), добавившее в игру декоративные блоки различных цветов

.

Во второй половине 2017 года Mojang AB совместно с компанией NetEase разработала китайскую версию Minecraft для персональных компьютеров и мобильных устройств.

Кроссплатформенное обновление, поддержка трассировки лучей (2017—2021)

Minecraft с поддержкой трассировки лучей

20 сентября 2017 года было выпущено кроссплатформенное обновление Better Together, объединившее различные версии Minecraft для разных устройств в единую мастер-версию — общую для Windows 10, iOS, Android, Gear VR, а также Xbox One. Движок новой объединённой версии игры получил название Bedrock Engine; сама эта версия, также позднее известная как Bedrock Edition, стала называться просто Minecraft без уточнений, тогда как старая версия игры, работающая на Java, получила подзаголовок Java Edition. Версии для не охваченных обновлением платформ тоже сопровождались подзаголовками наподобие Wii U Edition. Единство версий Minecraft сделало возможной совместную игру для пользователей с разных устройств. Версия для PlayStation 4 ещё долгое время оставалось отдельной — кроссплатформенное обновление для PlayStation 4 было выпущено только 10 декабря 2019 года, поскольку Sony боялась потерять лидирующую позицию на рынке.

10 ноября 2017 года на физических носителях поступила в продажу версия для Nintendo 3DS, 21 июня 2018 года — версия для Nintendo Switch. В новой версии игры Update Aquatic (с англ. — «водное обновление»), опубликованной 18 июля 2018 года, появилось множество новых океанов и подводных существ. 27 марта 2019 года Mojang AB удалила из Minecraft все упоминания о Перссоне, за исключением титров, предположительно, из-за его резких высказываний на политические и социальные темы в твиттере. 23 апреля было выпущено обновление Village & Pillage (с англ. — «деревня и грабёж»), сфокусированное на улучшении деревень. В мае Mojang AB сделала браузерную версию Minecraft, основанную на классической игре 2009 года, в честь десятилетнего юбилея. В этой версии нет существ и интерфейса для создания предметов — есть только творческий режим с 32 различными блоками. Также в браузерной версии можно поделиться специальной веб-ссылкой с друзьями, чтобы начать многопользовательскую игру. С 3 декабря владельцы Bedrock Edition могут приобрести подписку Realms Plus, предоставляющую доступ к хостинговой службе Realms и 50 бесплатным наборам пользовательского контента из Minecraft Marketplase. 10 декабря было выпущено обновление «Жужжащие пчёлы» (англ. Buzzy Bees), добавившее в игру пчеловодство.

16 апреля 2020 года Mojang AB совместно с американской компанией Nvidia разработала эксклюзивную версию Minecraft с поддержкой трассировки лучей для Windows 10: в игре появились реалистичные тени, отражения от воды и металлических поверхностей, преломления лучей в прозрачных блоках, объёмное освещение и множество других эффектов. Ранее Mojang AB планировала выпустить дополнение Super Duper Graphics Pack (с англ. — «супер-пупер графический пакет») для Bedrock Edition, улучшающее визуальную составляющую Minecraft, но отменила его из-за проблем с производительностью на некоторых устройствах. В мае Mojang AB объявила о полном ребрендинге студии и сменила своё название на Mojang Studios. В новой версии игры Nether Update (с англ. — «обновление Незера»), опубликованной 23 июня того же года, появилось множество новых биомов и враждебных существ для Незера. 22 сентября версия для PlayStation 4 получила обновление, добавляющее поддержку шлема виртуальной реальности PlayStation VR. 21 октября Mojang сообщила, что теперь для покупки Java Edition потребуется учётная запись Microsoft; игроки, у которых уже есть копия игры, должны будут привязать учётную запись до 2021 года.

8 июня 2021 года была выпущена первая часть крупномасштабного обновления «Пещеры и скалы» (англ. Caves & Cliffs), добавившая в Minecraft 91 новых блоков и нескольких существ: коз, светящихся спрутов и аксолотлей. Ранее Mojang планировала выпустить обновление целиком, однако из-за сжатых сроков его пришлось разделить на две части. Вторая часть, запланированная на конец того же года, добавит в игру улучшенные пещеры и горы. Система археологии — анонсированное ранее нововведение Caves & Cliffs — появится в следующих обновлениях.

Саундтрек

Звуковое и музыкальное сопровождение к игре написал немецкий музыкант Даниэль Розенфельд, более известный под псевдонимом C418. По словам Розенфельда, ко временам выхода первых версий Minecraft он питал интерес к компьютерным играм и участвовал в деятельности нескольких игровых сообществ. Розенфельд был знакомым Перссона, они общались в интернет-чате IRC и обменивались информацией о своих проектах; в конечном счёте Розенфельд решил присоединиться к созданию Minecraft. Перссон предоставил Розенфельду полную творческую свободу. Музыкант сразу решил, что выберет музыку определённого стиля, «поскольку всё было в низком разрешении и было таким квадратным».

Музыкальное сопровождение Minecraft выполнено в жанре «эмбиент». Это набор музыкальных мотивов, которые сменяются игрой динамически, в соответствии с происходящими событиями: музыка может отмечать восход солнца, приход ночи или сообщать игроку, что рядом находятся враги. Первоначально Розенфельд написал всего три простых мелодии под названиями calm1, calm2 и calm3. Они составляли все музыкальное сопровождение ранних версий игры. Минимализм саундтрека изначально был обусловлен примитивностью звукового движка в игре. Поначалу игра могла воспроизводить лишь двухсекундные записи звуков и не могла проигрывать две разных записи одновременно; желание Розенфельда написать разное музыкальное сопровождение, например, для поверхности земли и для пещер упиралось в неспособность игры на этом этапе развития различать, находится ли персонаж в пещере или под открытым небом. Свои ограничения налагал и игровой процесс, — например, Розенфельд намеревался сочинить «эпическую» музыкальную тему для сражений, но оказалось, что битвы в игре длятся лишь несколько секунд и быстро заканчиваются. Розенфельд использовал для работы над музыкой Minecraft программный пакет Ableton Live, синтезаторы Moog Voyager и Prophet 8, а также огромное количество программных плагинов VST. Для Розенфельда популярность игры — и его собственной музыки — была неожиданной: в интервью изданию Thump в 2014 году он говорил, что ему до сих пор трудно осознать, что люди могут давать ему деньги не потому, что им нравится он сам, а потому, что его музыка чего-то стоит.

Розенфельд записал не только музыку, но и все звуковые эффекты для игры, — как, например, звуки шагов, установки или разрушения блоков, — используя разнообразные приёмы работы шумовика. Так, для озвучивания мобов-пауков Розенфельд пересмотрел на YouTube множество видео с пауками, рассудил, что эти существа должны издавать шипящие звуки, и в конечном счёте остановился на звуке работающего пожарного шланга. Розенфельд увеличил высоту звука, чтобы получить желаемое шипение.

Для обновления Nether Update, выпущенного в 2020 году, три трека под названиями Rubedo, Chrysopoeia и So Below записала композитор Лена Рейн, более известная как автор музыки к игре Celeste. Эти треки были предназначены специально для мира Незер, доступного в игре; по словам Рейн, она задумывала каждую из этих композиций как последовательное изменение эмоций или путешествие в этом потустороннем мире из одного места в другое: «в Незере есть нечто прекрасное, но и устрашающее тоже, и в деталях, и в масштабе».

К саундтреку положительно отнеслись критики. 4 марта 2011 года был выпущен альбом «Minecraft — Volume Alpha», включающий в себя 24 трека, а 9 ноября 2013 года — «Minecraft — Volume Beta» с ещё 30 треками. Оба альбома включают саундтрек, присутствующий в игре и трейлерах, а также музыкальные композиции, которые не были включены в финальный выпуск. В 2015 году Розенфельд намекнул на выпуск третьего альбома для Minecraft. В 2017 году Розенфельд подтвердил предстоящий выпуск, отметив, что запланированный альбом в данный момент времени далёк от завершения.

Minecraft – Volume Alpha

№ Название Длительность
1. «Key» 1:05
2. «Door» 1:51
3. «Subwoofer Lullaby» 3:28
4. «Death» 0:41
5. «Living Mice» 2:57
6. «Moog City» 2:40
7. «Haggstrom» 3:24
8. «Minecraft» 4:14
9. «Oxygène» 1:05
10. «Équinoxe» 1:54
11. «Mice on Venus» 4:41
12. «Dry Hands» 1:08
13. «Wet Hands» 1:30
14. «Clark» 3:11
15. «Chris» 1:27
16. «Thirteen» 2:56
17. «Excuse» 2:04
18. «Sweden» 3:35
19. «Cat» 3:06
20. «Dog» 2:25
21. «Danny» 4:14
22. «Beginning» 1:42
23. «Droopy Likes Ricochet» 1:36
24. «Droopy Likes Your Face» 1:56

Minecraft – Volume Beta

№ Название Длительность
1. «Ki» 1:32
2. «Alpha» 10:03
3. «Dead Voxel» 4:56
4. «Blind Spots» 5:32
5. «Flake» 2:50
6. «Moog City 2» 3:00
7. «Concrete Halls» 4:14
8. «Biome Fest» 6:18
9. «Mutation» 3:05
10. «Haunt Muskie» 6:01
11. «Warmth» 3:59
12. «Floating Trees» 4:04
13. «Aria Math» 5:10
14. «Kyoto» 4:09
15. «Ballad of the Cats» 4:35
16. «Taswell» 8:35
17. «Beginning 2» 2:56
18. «Dreiton» 8:17
19. «The End» 15:04
20. «Chirp» 3:06
21. «Wait» 3:54
22. «Mellohi» 1:38
23. «Stal» 2:32
24. «Strad» 3:08
25. «Eleven» 1:11
26. «Ward» 4:10
27. «Mall» 3:18
28. «Blocks» 5:43
29. «Far» 3:12
30. «Intro» 4:36

Модификации

Модификации для Minecraft представляют собой дополнения к игре, которые создаются сообществом независимо от разработчиков самой игры. Существует более тысячи неофициальных дополнений, доступных для бесплатной загрузки из Интернета. Модификации вносят изменения в оригинальный контент, что делает игровой процесс более разнообразнее: например, добавляют новые блоки, предметы или существ. Модификации считаются основной причиной коммерческого успеха игры. Сообщество, которое занимается разработкой дополнений на Minecraft, — одно из самых активных, если сравнивать с сообществами других игр. Модификации доступны для изданий «Minecraft: Java Edition» и «Minecraft: Bedrock Edition», но не поддерживают устаревшее издание для игровых приставок и «Minecraft: Windows 10 Edition».

Продажи и рейтинги

В начале 2011 года количество проданных копий Minecraft составляло более миллиона после прохождения этапа бета-тестирования. В это же время у игры отсутствовал издатель и финансовая поддержка, а реклама осуществлялась с помощью молвы и бесплатных публикаций в популярных игровых изданиях, таких как веб-комикс Penny Arcade. К апрелю 2011 года Маркус Перссон подсчитал, что выручка достигла 33 миллионов $, полученных с продаж 800 000 копий альфа-версии и более миллиона копий бета-версии. В ноябре 2011 года, до выпуска полноценной версии, количество зарегистрированных пользователей Minecraft превысило 16 миллионов, а количество покупок — 4 миллиона. К марту 2012 года Minecraft заняла 6 место в списке самых продаваемых игр всех времён для персональных компьютеров. По состоянию на 10 октября 2014 года было продано 17 миллионов копий Minecraft для персональных компьютеров, став самой продаваемой игрой на данной платформе всех времён, количество проданных копий на всех платформах составляло около 60 миллионов, что сделало Minecraft одной из самых продаваемых игр всех времен, уступив лишь Tetris. 25 февраля 2014 года игра достигла 100 миллионов зарегистрированных пользователей. В 2016 году игра пересекла отметку в 100 миллионов проданных копий на всех платформах; в 2018—154 миллиона, при этом каждый месяц в игру заходил 91 миллион уникальных игроков. На 2019 год эти показатели составили 176 миллионов проданных копий и 112 миллионов игроков, запускавших игру хотя бы раз в месяц. Летом 2020 игра пересекла отметку 200 миллионов проданных копий и поставила рекорд 126 миллионов игроков в месяц. 3 октября 2020 года в рамках трансляции Minecraft Live разработчики сообщили, что в игру играют более 132 миллионов игроков в месяц.

В 2012 году консольное издание Minecraft в первый день выпуска преодолело в Xbox Live 400 000 игроков онлайн. В течение недели через Xbox Live было продано миллион копий игры. В декабре 2012 года GameSpot заявил, что в Xbox Live продано свыше 4,48 миллионов копий Minecraft. В 2012 году Minecraft была одной из самых популярных игр в Xbox Live на основе среднего значения, которое высчитывается по числу уникальных посетителей в день, уступив лишь Call of Duty: Black Ops II, Call of Duty: Modern Warfare 3 и Halo 4. По состоянию на 4 апреля 2014 года было продано 12 миллионов копий издания для Xbox 360. Параллельно «Minecraft: Pocket Edition» достигло 21 миллиона проданных копий. Версия для PlayStation 3 была продана в количестве 1 миллион копий за пять недель. Выпуск издания «Minecraft: PlayStation Edition» для PlayStation Vita увеличил продажи копий на 79 %, что является более высоким показателем, в отличие от продаж копий на PlayStation 3 и PlayStation 4. В Японии версия для PlayStation Vita была продана в количестве 100 000 копий в течение первых двух месяцев. К январю 2015 года 500 000 копий игры были проданы в Японии на всех игровых приставок PlayStation. По состоянию на второй квартал 2015 года продажи копий Minecraft принесли Microsoft прибыль в размере 63 миллионов долларов.

На 2021 год в Minecraft играет 140 миллионов человек ежемесячно, а это на 30 % больше, чем в прошлом году. Также Mojang сообщили заработок с Маркетплейса — $350 миллионов за все время. А аддоны и моды скачаны более 1 миллиарда раз. В этом же отчёте сказано, что средний возраст игрока в Европе и Северной Америке составляет 27 лет.

Влияние

Социальные веб-сайты, такие как YouTube, Facebook и Reddit, сыграли значительную роль в популяризации Minecraft. Исследование, проведённое в школе коммуникаций имени Анненберга при Пенсильванском университете, свидетельствует о том, что одна треть игроков в Minecraft узнали о данной игре посредством просмотров видеороликов. В 2010 году видеоролики, снятые во время игрового процесса Minecraft и часто подкреплённые комментариями, появились на YouTube. Обычно видеоролики содержат кадры захвата экрана монитора во время игрового процесса и голос за кадром. Содержание видеороликов включает в себя результаты творческой деятельности игроков, обучение и советы по игре, а также пародии на произведения в популярной культуре. К маю 2012 года на YouTube было загружено более 4 миллионов видеороликов, посвящённых Minecraft. Некоторые создатели аналогичного контента устроились на работу в Machinima Inc. — студию, выпускающую развлекательный контент на YouTube в виде фильмов на основе компьютерных игр. Также компания Yogscast, специализирующаяся на производстве развлекательного контента и выпуске компьютерных игр, обладает каналом на YouTube, который набрал миллиарды просмотров, а их выступление на MineCon 2011 имело самую высокую посещаемость.

6 июня 2012 года было выпущено издание LEGO на основе Minecraft — Lego Minecraft. Данный конструктор построен вокруг игрового персонажа по умолчанию и крипера. В декабре 2011 года Mojang AB представила концепцию товаров игры компании LEGO для программы Lego Ideas, ранее носившей название Lego Cuusoo, от которой она быстро получила 10 тысяч голосов пользователей, что способствовало пересмотру концепции компанией LEGO. В январе 2012 года Lego Ideas утвердила концепцию и начала разработку наборов на основе Minecraft. 1 сентября 2013 года были выпущены два набора — «Nether» и «Village». В июне 2014 года были выпущены наборы «Micro World» и «The End». В ноябре 2014 года стали доступны ещё шесть наборов.

Mojang AB сотрудничает с Jinx — онлайн-магазином товаров для игр, в котором продаются специализированные товары Minecraft, такие как одежда и игрушки. К маю 2012 года было продано товаров на сумму более 1 миллиона $. Наиболее популярными были футболки и носки. В марте 2013 года Mojang AB подписала контракт с Egmont Group — детским книжным издательством, для создания руководств по прохождению игры, ежегодников, плакатов, книг и журналов.

В феврале 2022 года вышла коллаборация Minecraft со спортивным брендом PUMA. В коллекцию вошли предметы гардероба и обувь, на которых была нанесена символика игры Minecraft.

Minecon

Minecon представляет собой ежегодное общественное мероприятие, посвящённое Minecraft. Впервые Minecon был проведён 31 августа 2010 года в небольшом парке в Белвью, штат Вашингтон — несмотря на своё название, мероприятие изначально было спонтанным сбором поклонников игры, а не игровым конвентом. Перед тем, как организовать его, Маркус Перссон спросил в своём блоге, есть ли среди его подписчиков игроки, которые хотят с ним встретиться в районе Сиэтла. Первый Minecon посетили более 50 человек; во время встречи Перссон отвечал на различные вопросы, рассказывал о дальнейшей разработке Minecraft и планах создать игровую студию с Якобом Порсером.

Второй Minecon, посвящённый официальному выпуску игры, прошёл с 18 по 19 ноября 2011 года в казино отеля Мандалай-Бэй в Лас-Вегасе; в нём приняли участие 5 тысяч человек. На мероприятии были выступления разработчиков Minecraft, в том числе Перссона; строительные и костюмированные конкурсы; тематические секционные учебные занятия; выставки ведущих игровых и связанных с Minecraft компаний; специализированные товары и отдельно выделенное время для автографов и фотографий с сотрудниками Mojang AB, а также известными участниками игрового сообщества. В завершение мероприятия была проведена масштабная вечеринка с участием канадского диджея Дедмауса. Следующий Minecon прошёл с 24 по 25 ноября 2012 года в парижском Диснейленде; посетители, приобретшие билет, могли бесплатно посетить парк развлечений и вечеринку в комплексе студий Cité du Cinéma. Четвёртый Minecon стал последним с участием Перссона; мероприятие было проведено с 2 по 3 ноября 2013 года в конференц-центре округа Ориндж, штат Флорида. Через два года в Лондоне прошёл пятый Minecon — мероприятие с более 10 тысячами посетителей было включено в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой съезд игроков, посвящённый одной компьютерной игре. Последний игровой конвент, посвящённый Minecraft, был проведён с 24 по 25 сентября 2016 года в конференц-центре Анахайма, штат Калифорния.

В последующие годы вместо игровых конвентов были интерактивные онлайн-трансляции Minecon Earth, во время которых разработчики рассказывали о планируемых нововведениях и проводили различные голосования, например: в 2017 году игроки могли проголосовать за одного из четырёх существ, который появится в следующей версии игры, а в 2018 году — за обновление одного из трёх биомов. 28 сентября 2019 года во время онлайн-трансляции Minecon Live было анонсировано мероприятие Minecraft Festival, которое пройдёт с 25 по 27 сентября 2020 года в Орландо, штат Флорида. 5 марта 2020 года Mojang AB перенесла мероприятие на следующий год из-за пандемии COVID-19. В сентябре того же года Mojang AB сообщила, что 3 октября состоится онлайн-трансляция Minecraft Live, а Minecraft Festival пройдёт в 2022 году.

Спин-оффы

На фоне большого успеха Minecraft было выпущено несколько побочных игр (спин-оффов). 13 октября 2015 года стал доступен первый эпизод приключенческой игры Minecraft: Story Mode, разработанной Telltale Games совместно с Mojang AB. Игра была выпущена на PC, PlayStation 3, PlayStation 4, Xbox 360, Xbox One, iOS и Android. 13 сентября 2016 года стал доступен последний эпизод, а 11 июля 2017 года — продолжение Minecraft: Story Mode — Season Two. 25 июня 2019 года оба сезона были изъяты из цифровых магазинов после банкротства Telltale Games. 17 октября 2019 года Mojang AB выпустила в раннем доступе мобильную игру с дополненной реальностью Minecraft Earth, в которой игроки могли собирать ресурсы и делать постройки, путешествуя в реальном мире. 5 января 2020 года игра получила последнее обновление и перестала поддерживаться разработчиками из-за пандемии COVID-19. 26 мая того же года Mojang Studios совместно с Double Eleven закончила разработку ролевого боевика Minecraft Dungeons. Игра была выпущена на PlayStation 4, Xbox One, Nintendo Switch и PC и стала доступна подписчикам Xbox Game Pass.

Влияние на другие игры

Minetest, клон Minecraft с открытым исходным кодом

Minecraft оказала существенное влияние на игровую индустрию и послужила вдохновением для многих игр: одни разработчики брали за основу игровой процесс Minecraft и добавляли свои идеи, другие — делали явные клоны. FortressCraft, одна из таких игр-клонов, разработанная студией Projector Games с помощью набора инструментов Microsoft XNA, добилась немалого успеха на торговой площадке Xbox Live Marketplace — к маю 2012 года, когда на этой платформе появилась сама Minecraft, продажи выпущенного ранее клона превысили 750 тысяч копий. Перссон считал, что игры наподобие FortressCraft просто эксплуатируют идеи Minecraft и не вносят никаких изменений в игровой процесс; создатель FortressCraft Адам Соукинс отвечал на критику заявлениями о том, что его игра ориентирована на творчество, а не на создание оружия и брони и сражения, и перечислял возможности, которые есть в его игре и нет в Minecraft. Ряд подражаний был разработан как открытое программное обеспечение и распространяется бесплатно — к их числу принадлежат Minetest, рассматриваемый скорее не как игра, но как игровой движок или платформа с подключаемыми играми-модулями, выделяющаяся продвинутой системой рендеринга игра Terasology или TrueCraft — проект, призванный в точности воспроизвести Minecraft версии 1.7.3.

Minecraft-подобные игры выпускались и под известными торговыми марками, как Lego Worlds или Dragon Quest Builders. Игра Ace of Spades соединяла механики и характерную «кубическую» графику Minecraft с геймплеем командных шутеров наподобие Team Fortress 2, предлагая игрокам роли сражающихся друг с другом солдат на поле боя. Cube World пыталась предложить игроку исследование мира с процедурно генерируемыми приключениями и заданиями; схожим образом Trove привносила геймплей, характерный для Minecraft, уже в массовую многопользовательскую онлайн-игру. Находящаяся в разработке игра Hytale должна приблизить концепцию Minecraft к компьютерным ролевым играм с кооперативным режимом и минииграми, рассчитанными на группы игроков.

Terraria — приключенческая «песочница» с двумерной графикой — после выпуска имела репутацию 2D-клона Minecraft, поскольку действие этой игры тоже происходит в процедурно генерируемом мире, где игрок может добывать и размещать блоки, создавать предметы из ингредиентов и сражаться с противниками. Однако, несмотря на стилистическое сходство, обе игры имеют разный подход к построению игрового процесса: Terraria сосредоточена на введении боя, а Minecraft — на строительстве. Сам Маркус Перссон благосклонно относится к этой игре и считает, что разработчики должны черпать вдохновение из чужих проектов и добавлять свои идеи. Чтобы привлечь внимание к Terraria, он упомянул игру в своём твиттере и посвятил ей отдельный «сплэш» (всплывающий текст), отображающийся случайным образом в главном меню Minecraft.

Если Terraria — это наш конкурент, то я только рад такой конкуренции. Серьёзно, это отличная игра. *Делает заметки, чего бы из неё позаимствовать

— Маркус Перссон

По мнению редактора Polygon Чарли Холла, Minecraft стала главной игрой 2010-х годов, оказав глубочайшее влияние на всю индустрию компьютерных игр далеко за пределами одного жанра: она добилась успеха даже не как игра, а как общее пространство, доступное на разных платформах и предоставляющее людям возможность заниматься всем, что они пожелают, и взаимодействовать друг с другом. Minecraft расширила саму игровую индустрию и вовлекла в игры множество раньше не интересовавшихся ими людей. Без Minecraft сервисы наподобие Twitch и интернет-знаменитости вроде Пьюдипая или Ninja могли бы и не приобрести своей популярности. В 2010-х годах множество игр самых разных жанров начали подражать Minecraft, включая в геймплей элементы строительства и симуляторов выживания. Финансовая модель Minecraft — выпустить незавершённую игру и добавлять новые возможности уже по мере продаж — сделала практики раннего доступа и краудфандинга через сайты наподобие Kickstarter широко распространёнными и востребованными.

Видео по игре Minecraft

Разные видеоролики и просто интересные статьи, которые могут быть полезны по игре Minecraft вы можете найти по ссылкам ниже:

Информация
Автор webmancer Нравится 1
Рейтинг 1.4 Не нравится 0
Голосов 2 Прочитали 1
Дата 2022-04-15 09:00:00 В избранном 0
Ваша реакция

Только авторизованные пользователи могут участвовать в рейтингах, делать заметки и добавлять в избранное.

Зарегистрироваться

Авторизоваться

На рекомендательном сервисе WEBmancer.Org только зарегистрированные пользователи могут комментировать и оставлять рецензии. Авторизованный пользователь так же может ставить отметки книгам, фильмам и другим постам. Вести учет прочитанных книг и просмотренных фильмов. Добавлять посты в избранное и иметь к ним быстрый доступ.