Категории

Имя: Николай Страхов

Name: Nikolay Strahov

Дата рождения:

Биография писателя

Страхов Николай Николаевич [16 (28) октября 1828, Белгород Курской губ. — 24 января (5 февраля)1896, Петербург], русский публицист, литературный критик и философ.член-корреспондент Петербургской АН (1889). Родился в семье священника. В 1851 окончил Педагогический институт в Петербурге. Преподавал естественные науки в Одессе, затем в Петербурге. С 1861 сотрудничал с Ф. М. Достоевским, был ведущим сотрудником его журналов «Время» и «Эпоха». В своих статьях отстаивал идеалы «почвенничества». В 1867 редактировал «Отечественные записки» (где напечатал одну из своих лучших статей — о романе Достоевского «Преступление и наказание»). Страхов одним из первых оценил огромное литературное значение романа Л. Н. Толстого «Война и мир». В 1870 он предсказывал, что «Война и мир» скоро станет «настольною книгою каждого образованного русского, классическим чтением наших детей». Творчество и личность Л. Н. Толстого оказали на Страхова исключительное влияние. Член-корреспондент Петербургской АН (1889). Основное философское сочинение Страхов — «Мир как целое» (1872). «Целостность» мира, по мысли Страхова, определяется приматом и творческой активностью духовного начала в отношении начала «вещественного». Эта активность порождает органические формы жизни, в которых дух «овладевает» материей. Центральную роль в органическом мире играет человек — «узел мироздания, его величайшая загадка, но и разгадка его». Свою мировоззренческую позицию Страхов наиболее последовательно выразил в книге «Борьба с Западом в русской литературе» (1883). Основной объект его критики — европейский рационализм («просвещенство»), который он определяет как культ рассудка и преклонение перед естествознанием. Итогом подобного «идолопоклонства» становятся мировоззренческие догмы, далекие от какой бы то ни было подлинной научности. К такого рода идеологиям Страхов относил прежде всего материализм и утилитаризм. В своей критике «рационалистического» Запада Страхов опирался на теорию культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского, в которой он увидел подлинно научное и философское опровержение европоцентризма.

В книгах «Мир как целое» (1872), «О вечных истинах» (1887), «Философские очерки» (1895) высшей формой познания считал религию, критиковал современный материализм, а также спиритизм; в публицистике разделял идеи почвенничества. Писал статьи о Л. Н. Толстом (в том числе о «Войне и мире»); первый биограф Ф. М. Достоевского.

Николай Страхов книги

# Превью Описание Рейтинг
1 Бедность нашей литературы. Критический и исторический очерк Бедность нашей литературы. Критический и исторический очерк [ 1868 ]

классика, литература 19 века

0
2 О высших истинах. Мой спор о спиритизме О высших истинах. Мой спор о спиритизме [ 1887 ]

классика, литература 19 века

0
3 Философские очерки Философские очерки [ 1893 ]

классика, литература 19 века, очерки

0
4 Карманная книжка для приезжающих на зиму в Москву Карманная книжка для приезжающих на зиму в Москву [ 1896 ]

хобби, ремесла, литература 19 века, история, книги о путешествиях

0
5 Борьба с Западом в нашей литературе. Исторические и критические очерки. Том 1 Борьба с Западом в нашей литературе. Исторические и критические очерки. Том 1 [ 1897 ]

классика, литература 19 века, очерки

0